ЗАВХОЗ: Вот чтоб так и сидели.
Завхоза на сцене сменяет завуч.
ЗАВУЧ: Дети! Сегодня у нас прекрасное событие! (выжидательная мхатовская пауза) К нам приехал лектор из города (пауза, в зале волнение), который прочтет нам… вам лекцию о вреде наркоманов… наркомании!
В зале недовольный ропот.
ЗАВУЧ: А те, кто не хочет слушать лекцию, может идти писать контрольную по химии… для выпускников ВУЗов.
Ропот стихает.
ЗАВУЧ: А после лекции – дискотека в спортзале! (аудитория улыбается) И пусть только хоть один!.. А сейчас давайте бурно поприветствуем нашего лектора из города…
Аудитория жидко хлопает.
ЗАВУЧ: … а то дискотеки не будет.
Аудитория бурно аплодирует и местами, в основном беременные, визжит.
На сцену выходит лектор. Лектор становится за трибуну. Лектор кладет на трибуну портфель. Лектор протирает очки. Лектор достает из портфеля бумаги. Лектор разворачивает бумаги и разглаживает бумаги. Лектор внимательно вчитывается в записи. Лектор достает из-под трибуны графин, лектор наливает и лектор выпивает. Лектор ясным взором осматривает аудиторию.
Аудитория ждет.
ЛЕКТОР: Для начала надо сказать, что наркомании и наркоманов у нас нету.
Лектор выжидательно смотрит в зал. Первым спохватывается завуч – начинает хлопать. За ней неуверенно захлопали остальные. Завуч осматривает всех, и аплодисменты усиливаются и даже, благодаря любимчикам и ровинившимся, переходят в овацию.
ЛЕКТОР: Спасибо. Но я здесь на всякие пожарные.Кто-то
начинает хлопать, но остается в своем порыве одиноким.
Лектор наливает из графина и выпивает в рот.
ЛЕКТОР: Наркотики – это плохо. А все наркоманы – гады и дураки. Наркотики, как пенка на молоке, вот такая это противная гадость. Их такие ешь, и потом так фу-у-у! Еще их можно колоть и курить. Но лучше колоть. Или курить. Или есть или нюхать. Наркоманы готовы на всё-всё-всё, чтобы достать наркотики, чтобы их колоть, курить, нюхать, есть! Как будто в столовой их не кормят!
Лектор смеется своей заранее заготовленной шутке.
Завуч смотрит на директора, тот улыбается, как и всегда, когда ему что-то нравится, краешком верхней губы. Завуч начинает громко смеяться. Ее поддерживают остальные присутствующие.
ЛЕКТОР (жёстко): Наркоманы хочут балдеть и получать кайф, потому что им чуждо чувство глубокого удовлетворения… Да, глубокого удовлетворения, которое испытывают нормальные люди: я, ваш директор, ваши родители и, конечно же, вы и мильоны таких же, как я, ваш директор, ваши родители и, конечно же, вы. У них есть боги!
Аудитория начинает завороженно слушать, а лектор наливает из графина и выпивает.
ЛЕКТОР (начинает горячиться): Да-а-а-а-а! У них есть боги! Ни у кого из нас нету, ни у меня, ни у вашего директора, ни у ваших родителей, ни, конечно же, у вас и мильнов таких, как я, ваш директор, ваши родители и, конечно же, вы. И самая главная богиня у них – Ломка. Она их ломает, скручивает и выворачивает, их лица морщатся и даже лопаются, а потом она заставляет наркоманов, своих верных слуг, идти воровать, убивать, насиловать меня, вашего директора, ваших родителей и, конечно же, вас и мильоны таких, как я, ваш директор, ваши родители и, конечно же, вы!
В зале абсолютная тишина, а лектор наливает из графина и выпивает.
Лицо лектора пунцовеет, взор становится мутным.
ЛЕКТОР: Но мы свободные лю… ди! Мы – не рабы, рабы – не мы. У нас нету богов, мы не будем ничьими слу… слу… слугами. Эти курвы… хочут кайфа? Бей их! В лыч и… куда там еще (лектор смотрит в записи)…
АУДИТОРИЯ (воодушевленно): Можно по храпам!.. В морду таких и вон со стройки!.. И с завода! Правильно!!! Так их!!!
Аудитория бурно аплодирует, а директор в порыве снимает пиджак, бросает его на пол и рвется идти в бой с наркоманами, но его держит завуч.
ЛЕКТОР: Да… тут так и написано… сов… совершенно вершеннно…
Лектор в очередной раз наливает и выпивает, утирает рот рукавом, подмигивает старшекласснице.
ЛЕКТОР: Есть такая легенда про Задрипанного Наркомана. Задрипанный Наркоман – самый главный наркоман. Однажды он одолжил у меня три рубля и до сих пор не отдал. (лектор начинает плакать) Подошел такой, одолжи… грит, а то изнасилуем тебя, вашего директора, ваших родителей и, конечно же, вас и мильоны таких, как я, ваш директор, ваши родители и, конечно же, вы!.. И сказал, главное, завтра отдам, курва… у-у-у, я его увижу, всю харю (лектор начинает сползать с тумбы) ножичком… таких, как этот… гады… Мурманск…
Лектор падает на пол.
Слушатели вскакивают, завуч подбегает к лектору, все остальные обступают ее и лектора.
ЗАВУЧ: Ну, что стоите? Фельдшера сюда!
АУДИТОРИЯ: Переутомился… Истощился… А как вдохновенно читал… А ведь молодой еще…
ЗАВУЧ: Чего столпились? Дайте воздуха! Ему надо дать воздуха! Разойдитесь! Идите на физкультуру или химию!
Аудитория расходится и даже выходит из актового зала.
Лектор лежит на полу, над ним склоняется завуч.
Лектор храпит.
Ученик Саша выходит из школы и идет домой. Он, как обычно, проходит мимо столовой.
Из кустов напротив столовой слышится голос.
ГОЛОС: Мальчик… Мальчик… Мальчик, иди сюда, мальчик…
Саша заходит в кусты, где видит сидящего на траве дяденьку.
ДЯДЕНЬКА: Помоги мне, мальчик.
САША: А кто вы? Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми дяденьками.
ДЯДЕНЬКА: Хорошая у тебя мама. Правильно говорит. Я – Задрипанный Наркоман.
САША: Задрипанный Наркоман?!
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Да. Не бойся меня, мальчик. Я добрый.
САША: А нам сказали, что вы выродок, чмо и урюк, что вас и таких, как вы надо бить по роже.
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Не надо, мальчик. Я ведь тоже был таким, как ты. У меня тоже была мечта. Но, в отличие от многих, я и такие, как я, знаем, как достичь ее.
САША: А правду говорят, что вы у лектора три рубля одолжили и не отдали?
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Правда. И не только у лектора. А у тебя есть три рубля?
САША: Нет. У меня только пятнадцать копеек. Мама дает мне на обед, а я не ем. На кораблик коплю. С моторчиком.
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Я подарю тебе кораблик, мальчик, а ты подари мне пятнадцать копеек.
САША: У вас есть кораблик?!
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Еще какой! Так давай?
САША: Давайте!
Мальчик достает копейки из портфеля.
САША: Вот.
Задрипанный Наркоман берет деньги.
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Хороший, как мамка. Завтра отдам.
САША: А какой он, кораблик? Плавает?
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: О-о-о! Плавает… Летает!
САША: Летает?!
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: За горизонт! За пределы мира! За пределы реальности! Ты увидишь совсем другие миры, где никто никогда не был и не будет. Это будет твой мир, в котором ты побываешь всего один раз и захочешь туда вернуться. Но нет! Ты всякий раз будешь попадать в разные миры, где тебе будет хорошо и без которых будет плохо.
САША: Как вам сейчас, Наркоман Задрипанный?
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Да! Но ты мне подарил три рубля!
САША: А ты мне кораблик!
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Полетели?
САША: Да!!!
ЗАДРИПАННЫЙ НАРКОМАН: Пойдем к ближайшему небу!
Лектор, директор сидят в кабинете директора за накрытым столом, завуч стоит у окна.
ЛЕКТОР: А я всегда говорил: драть их надо. Драть!
Лектор бьет кулаком по столу.
ЗАВУЧ: Смотрите!
Лектор и директор подходят к окну и смотрят туда, куда показывает завуч: в небо.
В небе парит мальчик Саша. Он делает несколько фигур над школой, приоткрывает занавес неба и входит в него, как за дверь.
ЛЕКТОР: Драть!..
Окно закрывает занавеска, как занавес.
КОНЕЦ