Сколько в НИХ от НАС?

15.11.01. 21:09

Валерий Панюшкин

История, разворачивающаяся за стеклом в одноименном шоу телеканала ТВ-6,
заведомо скучнее любого кино и любого телесериала, потому что даже в глупейшем
телесериале придуман какой-никакой сюжет, и события кое-как движутся от завязки
к развязке.

Однако же рейтинг шоу "За стеклом" заметно обгоняет рейтинги лучших фильмов и
лучших телесериалов. Это потому, надо думать, что телезритель хочет видеть
настоящую жизнь в отличие от искусства, фантазии, вымысла и вообще всего, что
способно пробуждать добрые чувства. Потому, иными словами, что народ ненавидит
искусство и сожалеет об отмене публичных экзекуций.
Делать какие-то выводы о сущности настоящей жизни, проявляющей себя в шоу "За
стеклом", можно, разумеется, только когда шоу закончится, и только в том случае,
если удастся выклянчить у ТВ-6 все исходные немонтированные материалы. Однако же
уже сейчас почему бы не привести разрозненные наблюдения и сердца горестные
заметы, тем более что все равно ведь обсуждаешь, как дурак, каждый день
поведение молодых людей в клетке. Так лучше же делать это за гонорар.

Престижная профессия

Каждый раз в титрах на первом месте идет замазанное имя режиссера. Так и
написано: "режиссер - ЖЖЖЖЖ". Не странно ли? Если, например, телеканал по
каким-то причинам не хочет раскрывать имени режиссера, так можно было бы вообще
вычеркнуть эту строку из титров. Никто бы не обратил внимания, что у программы
нет режиссера. Очевидно, телеканал замазыванием имени хотел-таки обратить
внимание зрителя на то, что режиссер есть, только имени его мы вам не скажем.
Время от времени режиссер активно вмешивается в жизнь за стеклом. Приказывает,
например, выключить свет и спать. Навязывает застекольщикам какую-нибудь
культурную программу.
То есть режиссер активно присутствует в программе, но скрывает имя. И дело,
кажется, в том, что нету до сих пор в России более желанной профессии, чем
профессия серого кардинала. Если бы имя режиссера было известно, то всяк кому не
лень говорил бы, дескать, какой дурак этот режиссер Иванов и как глупо все
делает.
Пока же режиссер сокрыт, он подобен богу, какового обыватель представляет себе
Коржаковым, Березовским или Павловским, на том этапе их карьеры, пока эти люди
не стали публичными политиками. И пошлее всего то, что режиссеру такое положение
вещей нравится.

Конформисты

Особенно в первое время половину своего времени застекольщики посвящали
обсуждению того, как им лучше вести себя, чтобы шоу имело успех. Казалось бы, в
шоу, вся суть которого заключена в спонтанности реакций, испытуемые вообще не
должны задумываться о правильном поведении перед камерой. Однако же
задумываются. Всерьез обсуждают, можно или нельзя двигать кровати, нужно ли,
вместо того чтоб спать, переселить немедленно одну девочку в комнату к
мальчикам, а одного мальчика в комнату к девочкам.
Многострадальный Саша, решивший добровольно покинуть застеколье, чтобы спасти
оставшуюся на свободе любовь, всерьез спрашивал у телевизионного своего
начальства, не повредит ли его уход рейтингу передачи. Да какого же черта тебя
волнует успех эксперимента, если ты подопытный кролик? Однако же волнует.
По этому поводу многие комментаторы задавались уже вопросом: а не постановка ли
это все, происходящее за стеклом? А правда ли, что молодые люди, живущие под
объективами телекамер, просто случайные люди, а не артисты?

Вопрос правомерный. Но мы в начале заметки решили, что рассматриваем застеколье
как модель "настоящей жизни". Стало быть, нам запрещено считать застекольщиков
артистами, и поэтому неизбежно придется считать - конформистами.

Они конформисты. Причем такие конформисты, которым никто по большому счету
ничего не приказывает, кроме мелочей вроде "потушите свет". Они пытаются сами
угадать желания невидимого режиссера, как и вся страна пытается угадать желания
невидимого президента. Президент не приказывал, но очень хочется угадать.
Упомянутый Саша, когда сообщил уже, что уходит, вынужден был довольно долго
просидеть еще взаперти, просто потому что режиссер не отпускал его, как
советская власть не отпускала евреев-отказников в Израиль. Долгое мучительное
прощание. Израильская скорбь в глазах. Но ни малейших намеков на бунт.
Да возьми же ты гантель, высади стекло и выйди! Да барабань же ты хоть в дверь,
чтобы прервать затянувшееся расставание! Да кто он тебе, этот режиссер, если ты
уже решил уйти? Да какого черта!

Достаточно только отказаться от предположения, что Саша получает гонорар за
участие в шоу, как немедленно придется признать в Саше тихого затурканного еврея
советских времен, понимающего, что шумно можно уехать только в Сибирь, а если
хочешь в Израиль, то надо тихо.

Социалисты и ксенофобы

В самом начале проекта шестеро застекольщиков договорились, что кто бы ни
выиграл, полученную квартиру они все равно продадут, а деньги разделят поровну.
На этом в любой западной стране можно было бы шоу и заканчивать, поскольку
совершенно исчезает мотивация, игра, азарт и все на свете, что может
интересовать зрителя.

Однако же нет. Зрителю понравились социалистические наклонности застекольщиков.
Великая американская мечта не прошла в нашем застеколье. Потому что наш человек
в глубине души не надеется на собственный выигрыш, а продолжает считать, что
вернее все-таки взять все и поделить.
Моральные проблемы начались тогда, когда Саша ушел, а вместо Саши миграционная
служба канала ТВ-6 подселила к застекольщикам Толика.

Лучше бы Толика звали Хачиком, поскольку застекольщики почему-то не переиграли
немедленно свой социалистический договор на семерых, да и сам Толик ничего
такого не требовал, а жил себе тихонечко, как живут кавказские беженцы в домах
отдыха под Москвой.
Внешне Толик ничем не отличался от шестерых коренных жителей застеколья. Просто
он был лимитой и в качестве лимиты должен был знать свое место.

Бездельники

Потом у застекольщиков кончились деньги. Вернее, еще когда деньги были, молодым
людям не приходило в голову использовать эти деньги на что-то полезное, а
приходило в голову просто эти деньги проедать. И вот проели. И надо же было
как-то теперь зарабатывать.
Чтоб заработать денег, застекольщикам не пришло в голову работать, а захотелось
продать что-нибудь ненужное. Можно было продать, например, спортивные тренажеры,
но молодые люди сочли это таким же разграблением застеколья, каким разграблением
Отчизны считают коммунисты продажу родной земли сельскохозяйственного
назначения.

Давайте лучше продадим некрасивые картинки или поношенную шапку, решили
застекольщики ровно так же, как отечественный военно-промышленный комплекс
тщится продать оружие, которое только на то и годится, чтобы сбивать мирные
самолеты.
Разумеется, ничего из затеи с аукционом не вышло. И разумеется, застекольщики
продолжали надеяться на экономическое чудо, как и мы с вами, дорогой читатель,
надеемся на бесконечное повышение цен на нефть.

Назад в СССР

Можно было бы обратить внимание и на тот факт, что застекольщики, неожиданно
ставшие телевизионными звездами, даже и не задумались о внезапно возникшей у них
возможности кому-нибудь помочь. Ну, собирать, например, деньги для детей-сирот.
Или шить, например, в прямом эфире одежду для московских бездомных. Или
поговорить, например, всерьез с вице-спикером Государственной Думы про политику,
а не только про секс.
Иными словами, застекольщикам совершенно не пришло в голову, что даже за стеклом
они остаются гражданами, потому что гражданами они не являются и в жизни. Им
совершенно не пришло в голову, что даже за стеклом неплохо бы приносить
какую-нибудь пользу людям.

За то время, которое провели застекольщики в своем доступном для всеобщего
обозрения заточении, они проявили себя конформистами, социалистами, ксенофобами
и бездельниками.
Иными словами, они полностью соответствуют классическому описанию советского
человека. А мы с вами, любезный читатель, смотрим на этот процветающий за
стеклом Советский Союз и считаем его настоящей жизнью в отличие от сериалов про
жизнь благородных бандитов или мексиканских фазендейро.

Да, но остается вопрос, сформулированный в заголовке статьи: сколько в НИХ от
НАС? И разворачивается ли шоу только по одну или по обе стороны стекла?

 

 

за стеклом, бля!

бежать в начало

обсудить на форуме

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Творческое Объединение "Телега" © 1994-2001
наш адрес doctor@labinnag.ru