Доктор лабиннаГ и ТО "Телега" представляет:
И вот кинотеатр «Салют» показывает «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Пожалуй, самый антинаркотичеекий фильм, который только можно представить. И без следа агитационности и даже без хрестоматийной «чернухи».
Глючное, ироничное и безумное «роуд-муви» режиссера Терри Гиллиама снято по одноименной культовой книге Хантера С. Томпсона, выведшего на страницы свое альтер-эго: журналиста-наркушу, колесящего по стране со своим приятелем-адвокатом (тоже наркушей) в поисках репортажей. С гримасой отвращения, свойственной вызванным, к доске двоечникам, они, действительно, изредка посещают некие сборища типа конгресса полицейских или мотогонок (на подгибающихся ногах, взгляд блуждает, зубы стучат) и даже, видимо, что-то пишут - но основное их время занято отнюдь не этим. Собственно, понять, кто перед нами, можно лишь из первых кадров: «профессор журналистики» Дюк (так он представляется, прыгая в простыне по битым бутылкам) и адвокат Гонзо едут в Лас-Вегас, чтобы написать о мотогонках. В багажнике их шикарного авто свалены: мескалин в пилюлях, кислота в марках, эфир в склянках, бухло, трава и кокаин.
Этот набор они исправно потребляют, и зритель видит все происходя-щее их глазами.
Машущие факелами ангелы, летучие мыши (от которых Дюк - Джонни Депп отмахивается
мухобойкой), люди-ящеры, облюбовавшие закусочную, цветы, распускающиеся на ковре,
«оплывающие» лица буфетчиц - все это явь, в которой журналисты должны выполнить
свой долг: написать репортаж, выжить и не Представить себе голливудский фильм,
пропагандирующий трезвость и жизнь без наркотиков, довольно тяжело. Виноват
в этом, конечно, не Голливуд, а мы сами - сколько лет смотрели на «свободный»
Запад, глотая слюнки и завидуя тамошним нравам. К тому же всякого рода агитки
- это уже как бы исконно наш, исторически сложившийся продукт.
Но, как говорит автор, «наркоман привычен ко всему». Он яростно борется за свою жизнь среди первобытного ужаса и уничтожает ненавистных «врагов» - и это пространство страха и ненависти является единственной реальностью фильма.
Говорят, Хантер С. Томпсон придумал гонзо-журналистику, каковая гласит: «Для написания текста автор должен с головой погрузиться в описываемую жизнь и, желательно, эту голову там потерять». В результате творческого союза Томпсон - Гиллиам голову теряют не только герои, но и зрители, не могущие понять, что же все-таки происходит. А ничего не происходит. Одна из главных удач «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» - отсутствие сюжетной кульминации и «морали». В фильме, несмотря на изобилие событий, яркие краски и причудливые галлюцинации, ничего не происходит. Машина Дюка едет прочь из Лас-Вегаса, города американской мечты, денег и аттракционов. «Широко поживший» герой, раздолбавший две машины, утопивший гостиничный номер в фекалиях и не оплативший счет, с неизменным диктофоном на сиденье и мескалином в дипломате едет дальше по Америке.
Приключения продолжаются.
...Вдоль дороги тянутся рыжие пампасы, а у шоссе стоит щит с головой дикой зверушки:
«Вы покидаете зону страха и ненависти».
Это единственный режиссерский знак к окончанию истории...
Лариса Бочарова
Страх и ненависть в Лас-Вегасе